Шпаргалка для родителей


psychology_roditeli-i-deti

Многие взрослые на удивление часто ведут себя как дети. Одни обижаются и играют в «молчанку», другие бунтуют на пустом месте как подростки, а третьи и вовсе спасаются бегством в критических ситуациях и стараются забыться под одеялом. Так происходит потому, что мы не сдали или не выучили определённые уроки.

 

Младенчество (0-18 месяцев)

 

Получение эмоционального опыта от соприкосновения реальностью. Задача: дать ощущение безопасности мира. Очень важно, чтобы оба родителя произносили следующие поддерживающие убеждения и заодно сами держали их в уме:

  • Я рад, что ты живешь
  • Ты принадлежишь этому миру, и я рад, что ты — это ты
  • Твои потребности важны для меня

 

Детство (1,5-3 года)

 

Просыпается исследователь и два противоречивых чувства: любопытство и неуверенность.

Задача: развитие самостоятельности и воли, умение браться за новые дела и добиваться своего.

Ребенку сейчас нужно слышать следующее:

  • Ты можешь исследовать
  • Ты можешь проверять границы
  • Ты можешь злиться, но я не позволю тебе себя ранить
  • Ты можешь просить о помощи, и я тебе с удовольствием помогу

И побольше душевных, теплых объятий!

 

«Осторожно, трехлетка» или «Я сам»! (3-5 лет)

 

Осознание своего «Я» — личности, отдельной от родителей.

Его задача сейчас: развитие инициативности и целеустремленности.

Травмы периода 3-5 лет ведут к развитию чувства вины, страха порицания и заторможенности.

В этом возрасте стоит избегать прямой критики и подавления его желания самостоятельности. Корректировать его действия можно только с помощью игры, отвлечения внимания и сказок. Другими словами, если вы хотите, чтоб он убрал комнату, превратите это в игру.

Ваша фантазия и его послушание сейчас находятся в прямой зависимости друг от друга.

 

Первоклашки (6-11 лет)

 

Любопытство и желание общаться.

Задача: развитие предприимчивости, компетентности и умелости.

Травмы этого периода приводят к развитию чувства неполноценности и инертности. Ему нужен интерес и ощущение счастья. Чувство достигнутого результата. Главное сейчас, чтобы он почувствовал, что он молодец. Ищите возможности похвалить его.

Будет хорошо, если ребенок будет слышать в свой адрес следующее:

  • Ты можешь думать прежде, чем сказать «да» или «нет»
  • Ты можешь учиться на своих ошибках
  • Ты можешь найти свой собственный способ что-то делать
  • Я люблю тебя, даже когда мы разные и мне нравится расти вместе с тобой

 

Подростки. (11-18 лет)

 

Это мост между детством и взрослой жизнью. Противоречия. Ребенок становится очень ранимым и чувствительным внутри, но грубым снаружи. Хочет самоутвердиться, но не знает как.

Его урок сейчас: изучение идентичности, познание себя: «Кто я в этой жизни?». Дети, с успехом прошедшие этот период, знают, что такое верность людям и идеалам.

Травмы подросткового периода приводят к негативизму, протестному поведению или застенчивости и конформизму. Другими словами они либо в любой ситуации будут стараться выделиться и доказать свою особенность, либо, наоборот, заживут по общественному шаблону, не способные найти применение своим талантам и склонностям.

В психологии есть такие понятия как «я — сообщение» и «ты — сообщение». Вот пример этих двух сообщений:

1. У меня сердце болит из-за твоих опозданий!

2. Я человек впечатлительный и очень беспокоюсь, когда ты задерживаешься из школы!

На первый взгляд, они мало отличаются друг от друга. Но в первом случае мама переносит ответственность за свои чувства на ребенка, а во втором делится с ним своей проблемой.

Часто родители боятся показать ребенку, что они в чем-то несовершенны, слабы. Но отчаянно отстаивая свое старшинство, они теряют главное — доверие своих детей. Важно уметь выстраивать дружеские отношения.

 

По материалам лекций Марины Таргаковой «Окна в мир ребёнка»

Источник


Поделись ссылкой на эту статью с другими!

Похожие материалы:

Эзотерика и духовное развитие. Портал эзотерики 'Живое Знание' Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов